Факты о ecommerce-платформе Virto Commerce, которую в России почти не знают, а зря
27 марта | время чтения: 13 мин
В 2011-м её создали выходцы из Калининграда. Теперь это платформа для Volvo, Heineken, Bosch и еще 60 компаний, средних и крупных. Давайте посмотрим, что их там зацепило.
Кадр из видеопрезентации Virto Commerce 2016 года
Привет, я Ольга Артюшкина, руководитель направления Ecommerce в «Первом Бите». У нас есть команда разработчиков, которая больше года занимается B2B-порталом для глобальной пивоваренной компании. Они имеют дело с малоизвестной в России платформой Virto Commerce — гораздо известнее, к примеру, SAP или Magento.
Virto со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе выходила на рынок Америки и Европы, когда в России еще говорили про мифические нанотехнологии, а не цифровую трансформацию. Но всё изменилось, сейчас я легко могу примерить платформу на российскую электронную коммерцию. И даже есть опыт разработки русскоязычного кроссбордера Kupinatao.com с каталогом из 800 миллионов китайских товаров.

Думаю, всем, кто связан с электронной торговлей, будет интересно узнать про Virto то, что знаю я и наши разработчики. Я не буду углубляться в технические детали, описывать достоинства кода и интеграции с AI-модулями — ведь я не программист. Основное внимание — фактам, которые могут быть полезны бизнесу. Их девять.
Содержание
1. Открытый исходный код (Open source).
Весь код Virto выкладывает на GitHub, где любой программист может оценить его качество. Если вдруг появится критическая ошибка, ее быстро заметят и исправят. Каждые полгода Virto анонсирует список обновлений. Он формируется из самых актуальных запросов как от клиентов, так и сообщества GitHub.

Здесь же, на GitHub, Virto оперативно обновляет стек технологий, с которым работает, и инструкции для клиентов.
Последний стек технологий Virto. Заметно, что компания — золотой партнер Microsoft
Еще на GitHub можно оценить архитектуру платформы:
Политика открытости, унифицированная архитектура и стандартные фреймворки объясняют высокий рейтинг Virto у разработчиков. Наша команда даже немного удивилась, что всё так френдли и так быстро можно начать работать с платформой.
2. Настоящая модульность.
Многие платформы говорят о модульности, но по факту модули часто оказываются неподъемными блоками. Вытащишь один такой блок — завалится вся система. Наверное, это просто такой маркетинг. Фишка Virto в том, что модули простые и небольшие. Не страшно переписать какой-то кусок (код же открытый) или вообще заменить.

Сейчас у Virto около 90 готовых модулей, из которых самых-самых базовых примерно 15. Каждый отвечает за одну бизнес-функциональность: корзину, каталог, полнотекстовый поиск, аналитику, безопасность, аутентификацию и так далее. Есть готовые модули интеграции с гугл-картами и платежными системами вроде PayPal.

Есть модуль, который следит, чтобы у всех товаров в каталоге было описание и цена; если этого нет — отправляется сообщение об ошибке. В Америке популярен модуль интеграции с налоговой, который определяет и показывает налог с продаж для каждого штата.
Количество модулей ничем не ограничено: сколько функций бизнесу надо, столько и модулей можно подключить. При этом активно поддерживается интеграция со сторонними решениями по API, с другой логикой. У Virto такая позиция: если кто-то сделал что-то лучше, надо это брать, а не изобретать велосипед.
3. Нет жестких связей внутри системы.
Часто у компаний ecommerce-архитектура строится так, что становится похожа на паутину: всё со всем связано и находится в жесткой зависимости. Это создает проблемы, а каждая новая зависимость увеличивает проблемы по экспоненте. Мало кому захочется интегрировать в систему что-то новое, даже если очень нужно — например, модуль лояльности с крутой геймификацией, которую придумали маркетологи. У Virto всё работает по-другому: каждый блок как бы сам по себе, а любая интеграция идет поверх системы.
Вариант системы-паутины
Поясню на примере шведского продавца электроинструмента, который работает на всю Скандинавию. Их интернет-магазин был напрямую связан с Visma (что-то вроде ERP от «1С» плюс PIM-система). Когда тормозила Visma, сразу зависал каталог — клиенты не могли выбрать свои перфораторы и уходили с сайта. Virto вместе с разработчиком клиента за месяц изменила архитектуру всего магазина: нужные данные подтягиваются, но жесткой зависимости от Visma нет. Даже если Visma ляжет на неделю, на работоспособности магазина это не скажется.
4. Высокая скорость изменений и экспериментов.
Три предыдущих принципа Virto приводят к тому, что платформа маневренная, готовая к любым экспериментам. Если результаты эксперимента не устроят, всегда можно моментально откатиться назад без последствий. У Virto стандарт — с нуля платформа разворачивается максимум за 3 месяца, а потом каждые две недели добавляется новый функционал с измеримой бизнес-пользой. Такой agile-подход.

Скорость проверки гипотезы можно оценить на одном «цветочном» кейсе. Американская интернет-площадка по продаже цветов в 2017 году решила запустить ВИП-магазин с элитными цветами со своей программой лояльности, ценообразованием и так далее. Они посчитали: если всё делать на существующей платформе, нужно хотя бы полгода на разработку с тестированием, столько же на проверку гипотезы с анализом фидбэка. Плюс время, чтобы относительно безболезненно откатиться, если дело не пойдет. Получалось как-то слишком дорого и долго для вроде бы несложного эксперимента.

Тогда они обратились к Virto и через два месяца получили платформу под новое направление. Еще через четыре месяца стало понятно, что идея действительно так себе: мало кому нужны их ВИП-цветы. С одной стороны, это фейл для цветочников, с другой — стоимость эксперимента и сроки оказались приемлемыми для бизнеса, они почти не расстроилась. Если бы они с самого начала работали на Virto, эксперимент можно было начать через две недели и потратить еще меньше.
5. Пошаговые изменения.
Вы наверняка знаете, какой побочный эффект у всех редизайнов и перемен в интерфейсах. Это гнев пользователей, которым нравится делать так, как они привыкли за 5–10–20 лет. Поэтому у бизнеса страх перед любыми изменениями, даже если они назрели: «Ага, я сейчас это поменяю, и 20% клиентов уйдут к конкуренту».

Virto — сторонник Organic User Adoption. Это значит, что существующая платформа меняется незаметно, маленькими шагами. Допустим, закупщики компании «Крупы от Крупской» привыкли общаться с менеджерами по классической схеме:
  • запрашивают прайс-лист (у каждого закупщика он свой);
  • менеджер высылает прайс-лист по почте;
  • уточняют остатки на складе;
  • делают заказ;
  • менеджер подтверждает.

Потом будет подготовка документов, отгрузка и так далее. Обмен письмами и звонками может занять несколько дней: то рабочее время закончилось, то «извините, пропустил письмо», то «вас много, я один». Такие процессы давно автоматизируются, но компании опасаются вмешиваться в «отлаженный механизм». Ну и менеджеры могут устроить саботаж, а мы знаем, что 70–80% успеха трансформации — это поддержка людей (сотрудников и клиентов), технологии здесь на втором месте. Как быть?

В этом случае можно начать с упрощения жизни клиенту с помощью личного кабинета. Сначала появляется функция «История заказов»: достаточно скопировать предыдущий заказ и нажать «Заказать». Система подскажет, сколько чего в наличии и автоматически подготовит документы. «Хм, а это удобно», — подумает закупщик, который часто дублирует заказы. При этом ему никто не запрещает общаться с менеджером.

Потом компания смотрит, какой эффект дает такая функция. Эффект отличный: 50% клиентов ей воспользовались, не прибегая к помощи менеджера. Можно двигаться дальше: новый шаг — смотрим результаты — следующий шаг. Итог: через полгода 90% клиентов заказывают крупы в личном кабинете за несколько минут. А менеджеры поставщика органично переключились на поиск новых клиентов и не занимаются нудной рутиной.
6. Для сложных сценариев в B2B.
Если у компании простой каталог, небольшой ассортимент, одна валюта, одинаковые условия для клиентов — лучше поставить условный Shopify или другую массовую систему с проверенным набором возможностей. Virto изначально разрабатывалась для тех, у кого всё по-жесткому: тысячи персональных условий, миллионы SKU, мультивалютность, локальные особенности, склады в разных странах, разные CRM, ERP и так далее.

Например, у Lavazza Nederland около 10 000 персональных прайс-листов для оптовиков. А у мирового производителя пива главная сложность — множество региональных представительств, количество которых постоянно растет, и надо как-то совмещать глобальные интересы с локальными. Всё это требует гибкости и расширяемости, которая есть у Virto.
7. Для неповоротливых, монолитных систем.
Ребята из Virto любят говорить, что обычно к ним обращаются компании, которые застряли с существующей платформой. Упёрлись в потолок и стены, любое новое внедрение — как выход в открытый космос. Классный критерий — когда руководитель просит разработчиков добавить какую-то функцию на портал, а ему такие: «Ой не, это долго, дорого и вообще, работает — не трожь».

Типичная ситуация: продавец (допустим, кондитерских изделий или зоотоваров) ориентировался на конечных потребителей, его портал заточен под B2C. Теперь он решил заняться еще и B2B-продажами.Ему скажут примерно так: «Чем же вы раньше думали, у нас вон как всё красиво сделано для B2C, сюда лучше не лезть». Только вот сейчас нормальный горизонт планирования для бизнеса — 2–3 месяца, откуда ему знать, что будет через два года. Разработчики монолитных платформ этого как будто не понимают. Зато Virto понимает.
8. Есть готовая интеграция с Tilda!
Virto в первую очередь для среднего и крупного бизнеса, но и конструктор они не обошли вниманием — код лежит на GitHub еще с 2016-го. Наверное, это для верных поклонников Tilda, которые переросли свой ламповый интернет-магазин и хотят двигаться дальше.

От Tilda зависит контент и стили страниц, всё остальное есть у Virto. Ограничение: в Tilda нельзя создать больше 500 страниц. Лимит можно обойти, но как-то слишком заковыристо.
9. Опыт разработки для электронной торговли — 20 лет.
Костяк будущей команды Virto сформировался в 2000 году, они с самого начала занимались заказной разработкой крупных ecommerce-проектов. В частности, сделали платформу Mediachase Ecommerce Framework, которую в 2012 году купила шведская Episerver. Фактически современная облачная платформа Episerver Commerce основана на ранних решениях команды Virto.

В 2011 году команда зарегистрировала компанию Virto Commerce со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе и выпустила уже три версии собственной платформы. В компании около 100 сотрудников, которые работают на всех континентах, кроме Антарктиды. Большинство клиентов — в Европе и США, есть отдельные проекты в Азии и России (вроде нашего).

Из того, что меня удивило: Virto Commerce пока не взяла ни одного венчурного цента, ни одного кредита. Сейчас они рассматривают предложения от целевых фондов, но это не мешает им быть сторонниками бутстрэппинга: тратить усилия на разработку, а не на поиск финансирования, зависеть от мнения клиентов, а не кредиторов. Мне кажется, этот факт сыграл свою роль, когда их рассматривала Volvo и другие текущие клиенты.
Вы слышали раньше про Virto Commerce?
Материал для VC.ru
Есть похожая задача? Появились вопросы? Напишите эксперту
Нужна консультация?
Расскажите коротко о своей задаче, наш эксперт все объяснит и проведет демонстрацию.
Как вас зовут
Ваш телефон
Какую задачу нужно решить