Первый Бит Ритейл Консалтинг
Небольшой лонгрид об итогах поездки и выводах по рынку Ритейла и eCommerce.


держит курс на рынок Узбекистана
В конце июня команда Первый Бит посетила Ташкент и организовала для представителей Retail и eCommerce закрытые круглые столы по вопросам цифровизации и проектам развития.
За неделю мы провели 13 закрытых круглых столов с представителями торговых сетей и маркетплейсов Узбекистана, посетили более 20 магазинов разного формата и составили свое мнение по рынку и бизнесу.

Наши наблюдения и выводы будут связаны в первую очередь из наблюдений, полученных в Ташкенте, а не про весь Узбекистан в целом.
Предлагаем вам краткий обзор того, что нам больше всего запомнилось в нашей поездке, акцентируя внимание на Retail и eCommerce - это те области, в которых наша команда видит огромный потенциал и готовность помочь, предоставив свой опыт и экспертизу.

Круглый стол с представителями компании Allin.uz


Елена Воробьева
лидер практики Первый Бит Ритейл Консалтинг
Основная цель поездки – это знакомство с бизнесом в Узбекистане, а также понимание необходимости и востребованности решений и нашего накопленного опыта в этих отраслях. Важно, что мы поняли, что мы можем дать коллегам из отрасли с точки зрения экспертизы и помощи в решении текущих задач, чтобы уже не «наступали на грабли», на которые мы уже в свое время наступили. Цель поездки однозначно достигнута.

Если говорить в целом о ключевых вызовах в отрасли, то можно отметить следующее:
обеление рынка, маркировка, и т.д
низкий уровень надежности поставщиков, нет прозрачного взаимодействия
нет выстроенной логистической цепочки
тотальный дефицит кадров на всех уровнях;
нехватка компетенций в маркетинге и категорийном менеджменте
как следствие из-за отсутствия кадров и экспертизы, отсутствие четкого позиционирования у ряда сетей. Количество сетей растет каждый день, но ответа на вопрос "кто клиент вашей торговой сети или интернет магазина"? Почему он должен покупать у вас? Какой формат вашего магазина? У вас дорого, дешево? посетив ряд торговых сетей мы увидели несовпадение позиционирования с уровнем цен. Например: мы посетили сеть Стратегия которой EDLP (Every Day Low Price) и эта стратегия подразумевает удержание «низкого» уровня цен на регулярной основе, но обойдя рядом в шаговой доступности магазины мы увидели, что цены на большую часть товаров не соответствуют позиционированию, у конкурентов дешевле
пустые полки в торговых сетях - потеря прибыли в выручке ритейлера
акции, красная цена, промо, бонусная программа для клиентов - маркетинг фактически не заметен. И возвращаясь к вопросу о пустых полках, даже на акционные товары полки пустые или же найти промо с товаром внутри магазина фактически невозможно
отсутствие опыта в масштабировании
привычке населения покупать на рынках. Интересная информация: только 10% от населения Узбекистана покупают в интернет-магазине или физической торговой точке. Но привычка меняется и турбулентность с Covid-19 и другими факторами показывают, что динамика в сторону смены паттерна клиентского поведения в совершении покупок смещается
закрытость между участниками рынка розничной торговли, компании из ритейла не готовы открыто делится опытом, инсайтами с другими партнерами, все это сказывается на сокращение скорости проникновения технологий и лучших практик в работу компаний
приход глобальных, международных игроков на рынок с сильной технологической базой.



Рынок растет и будет расти в среднесрочной перспективе за счет инвестиций и экспатов и эти задачи, которые существуют на данный момент необходимо решать. Выигрывать будет тот, кто будет готов участвовать и менять рынок и правила игры на нем.
Узбекистан находится в начале активного экономического роста. Это видно везде: активное строительство, рестораны с европейской кухней, Яндекс.Такси, службы доставки еды, салоны красоты и т.д.
Фактически на сегодняшний день у всей розничной торговли современных форматов есть только один конкурент и это неорганизованная торговля. Будет "борьба" за долю в кошельке покупателя. Но, важно дать покупателю ценность.

Tashkent City Mall
Рынок традиционной и современной розницы торговли находится в состоянии зарождения и необходимо медленно и постепенно менять культуру потребления в целом, а также работать над сменой форматов и концепций. Например, медленно, но растет потребление кофе и стейков в стране, а значит может прийти время новых форматов пекарен с уникальными концепциями. В торговых сетях или в интернет-магазине уже сегодня можно купить вкусный стейк произведенными в Узбекистане от Jizzax Organic и приготовить дома на ужин, как в ресторане. Смена культуры потреблениям будет проходить постепенно в перспективе 5-7 лет.

При этом в Узбекистане есть и удивительные модели в ритейле и концепции, которые можно и нужно поддерживать, есть национальная специфика следовать мусульманским традициям, есть халяльные продукты, есть богатая культура рыночной торговли и т.д.

Если говорить про направления, которые могут уже сейчас быть востребованы для рынка Узбекистана, то можно отметить следующие:
1. Привлечение внешних аутсорс-команд по маркетингу для выполнения задач по маркетингу: от стратегии и позиционирования до создания программы лояльности. Использование data-driven подхода в маркетинге, работа с аналитикой.

2. Привлечение внешних аутсорс-команд по Категорийному менеджменту для выполнения задач по ассортименту и ценообразованию, а также мерчендайзингу товаров на полке. Подготовка и создание базы для формирования системы автозаказа и централизации поставок.

3. Аналитические платформы BI. Создание цифровых дашбордов для принятия решений.
4. Управление планограммами и решения по управлению полкой.

5. С развитием каналов продаж, ростом числа маркетплейсов и агрегаторов стоит обратить внимание на PIM системы, которые помогут повысить конверсию из карточки товара в корзину, а также из корзины в заказ и приведет к росту выручки.

6. Решения по Динамическому ценообразованию и сбору цен от конкурентов. Внедрение такого класса решений позволит торговой сети и eCommerce уйти от ручного управления ценами, сделать ценообразование прозрачным, легко управляемым. Торговая сеть сможет перейти от "интуиция-Driven" управления к Data Driven. Получить инструмент контроля ценового позиционирования сети в глазах покупателя и увеличить валовую прибыль.



РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ IMPRICE
в ценообразование крупных российских ритейлеров
рост валовой прибыли во время пилотов (апрель 2019 - апрель 2022)
Аптеки
+11%
Ювелирные изделия, офлайн + онлайн
+34%
Контактные линзы, онлайн
+30%
Спортивное питание,
офлайн + онлайн
+36%
DIY,
офлайн + онлайн
+10%
Товары для хобби, онлайн
+53%


Никита Цуканов
CEO платформы динамического ценообразования "Imprice"
Ритейл Узбекистана будет очень активно расти, туда идут инвесторы, производители, дистрибьюторы. Предпосылки у рынка впечатляющие, всего 10% рынка это сетевая торговля, в регионах эта доля еще меньше. Перспектива для систем ценообразования в стране есть, но все-таки системы ценообразования это продукт для зрелых компаний, для них система ценообразования позволяет автоматизировать процесс и найти более оптимальные цены. Для компаний, которые недавно вышли на рынок, важно найти свой ассортимент, свое ценовое позиционирование, определиться с конкурентами и уже потом переносить весь этот опыт в систему ценообразования.

Крайне благодарны положительной обратной связи от клиентов, с которыми удалось провести круглые столы:
Что было самое ценное, что могли бы отметить?
Азамат Шаисмаилов
коммерческий директор сети Makro
о круглом столе:
- Короткий обмен опытом и понимания куда двигается наш рынок, они это понимают.
Елена Cедова
директор по развитию бизнеса Sahovat
о круглом столе:
- Ценно все, потому что проговаривая проблемные моменты ты понимаешь, какие из них могут стать точками роста, а какие нужно просто удалить из процессов.
Артем
директор по маркетингу bi1
о круглом столе:
- Полезные советы и предложения, интересные кейсы.
Если вам интересно получить материалы с круглого стола от нашей команды напишите мне: