Зачем Ритейлу инвестировать в проекты по динамическому ценообразованию?
3 реальных кейса, которые отвечают на этот вопрос.
Зачем Ритейлу инвестировать в проекты по динамическому ценообразованию?
3 реальных кейса, которые отвечают на этот вопрос.
"Наш опыт работы в Retail показывает, что компании, которые активно работают с ценообразованием и рассматривают его как важный элемент в достижении стратегических целей компании, в среднем получают маржинальность на 5-15% выше, чем те, кто не выделяет ценообразование как отдельный инструмент".
На примере 3 кейсов мы покажем, как эффективная работа с ценообразованием может помочь вам и какие популярные сценарии использования вы уже сможете реализовать у себя в ближайшее время".

Перед тем как начать описывать наши проекты, хотела бы вам представить нашу трактовку понятия "динамическое ценообразование".

Ольга Артюшкина
руководитель центра корпоративных инноваций Первый Бит
Динамическое ценообразование
это подход к регулярному изменению цен, позволяющий компании извлечь более высокую прибыль, получить больший объем продаж, предотвратить прямые убытки:



цены гибко и оперативно подстраиваются под изменения рынка (спроса, сезонности, конкурентного окружения, поставок) и под изменения внутренних факторов самой компании (себестоимость, товарный остаток, бизнес-стратегия на конкретном рынке и так далее)
в относительно стабильные периоды бизнес получает рост прибыли, покупательской лояльности, трафика или выручки в зависимости от поставленных целей. В сверхнестабильные периоды целью гибкой корректировки цен может быть и предотвращение либо минимизация потерь и убытков (также актуально при появлении агрессивных конкурентов).

В материалах, которые мы подготовим для вас позже, мы более подробно разберем отличие "динамического ценообразования" от "классического" и более подробно опишем подход перехода на Data-driven управление ценами.


Крупнейшая сеть салонов оптики в стране: очки, линзы, солнцезащитные очки.

Компания активно развивает мультиканальную модель продаж через интернет-магазин. Заказы интернет-магазина доставляются в выбранный покупателем салон.

Справочник номенклатуры порядка 16.000 sku.
Вызов: рост главных показателей интернет-магазина: валовой прибыли, оборота, среднего чека, количества заказов за счет автоматизации процесса регулярной работы с ценами. Переход на Data-driven ценообразование подразумевает,что бизнес может уверенно управлять ценой, полноценно использовать ее как драйвер продаж.


Рост показателей в интернет-магазине (средний чек, количество заказов, выручки).
Кейс 1.
Как раньше работали с ценообразованием внутри компании:
Контактные линзы - это наиболее конкурентный вид товаров в интернет-магазине. Чтобы сформировать цены в соответствии с конкурентной стратегией компании аналитику каждый раз приходилось вручную выборочно мониторить 16.000 позиций на Яндекс.Маркете и после считать финальную цену в "полуручном" режиме, с помощью таблиц Excel.
Практически всё время уходило на повторяющиеся механические действия и бесконечные самопроверки. Не хватало ресурса для регулярного и полного конкурентного анализа. Из осторожности цену часто устанавливали максимально низкой и редко её меняли из-за трудоемкости расчетов.

Все это приводило к тому, что компания недополучала выручку и нужно было что-то менять.


Решение:
Стали смотреть как на рынке другие компании решают похожие задачи, и в конечном итоге, пришли к готовности внутри компании запустить пилотный проект по динамическому ценообразованию и оценить эффект от его использования на реальных данных.

Установили и интегрировали систему, которая автоматически собирает ценовые данные с Яндекс.Маркет и сайтов конкурентов. Причем отдельный список конкурентов задается для каждого товарного сегмента, каждого бренда и даже каждого sku, если у нас появляется такая необходимость.
Оптимальная цена в системе формируется автоматически, рассчитываясь с необходимой для нас частотой хоть каждые 10 минут. В правилах расчета цен учитываются все важные изменения внутренних данных и цен конкурентов.

Мы лишь один раз настроили сбор цен и интеграцию данных с нашей ERP, внесли правила и ограничения в систему.


Бизнес результат:
Показатели периода с динамическим ценообразованием сравнили с усредненными показателями за девять предыдущих месяцев, учитывая динамику продаж и влияние сезонных факторов. Система динамического ценообразования многократно окупилась за первые же месяцы.
За три недели:
Ценообразование в компании превратилось в технологичный, прозрачный, понятный и легко управляемый процесс, в том числе за счет большого блока аналитики в системе: отчетов, графиков, дашбордов, полной истории изменения всех цен и факторов.
Сеть магазинов товаров для здорового образа жизни и диетического питания, развивающая мультиканальную модель продаж, столкнулась с ситуацией, в которой 15% SKU ни разу не продавались за последние 40 и более дней.

Справочник номенклатуры порядка 10.000 sku
Вызов: компания заморозила свои денежные активы в низкооборачиваемых товарах, старая схема работы с неликвидами требовала пересмотра.




Сокращение доли низколиквидных позиций.
Кейс 2.
Как раньше управляли неликвидами:
Чтобы выявить какие товары являются неликвидами, закупщики анализировали оборачиваемость и популярность товаров в полуручном режиме: периодически формировали огромные таблицы в 1С, выявляли товары с плохой оборачиваемостью, проводили распродажи, постоянно перемещали остатки. По конкретным группам товаров мотивировали продавцов и начисляли повышенные баллы по программе лояльности. Процесс был сложным, трудозатратным и недостаточно эффективным: система давала сбои из-за большого количества ручных операций и необходимости многое "держать в голове".
Были ситуации, в которых непопулярный товар с трудом распродавали с помощью суперскидок, а потом по ошибке закупали вновь.

В итоге компания оказалась в ситуации, когда необходимо менять в целом процесс работы с неликвидными товарами, искать или дорабатывать решение, которое помогло бы уйти от большого количества ручных операций и исключить ситуации повторной закупки неликвидного товара.

РЕШЕНИЕ:

Выбрали готовое решение по динамическому ценообразованию, в котором уже есть возможность управлять формированием цены в зависимости от оборачиваемости товара.

Эксперты за неделю запустили алгоритм по ценообразованию на базе оборачиваемости, и уже на следующий день мы заметили, что товаров в соответствующих сегментах стало на 2-3% меньше. При этом скидка увеличивалась постепенно, исходя из реакции покупателей, что позволяло сохранять маржинальность в максимальных значениях.
Система ценообразования также автоматически маркировала товары данных сегментов, чтобы специалисты по закупкам не заказывали их в дальнейшем.

Бизнес результат:
на 40% снизился средний срок хранения запасов с 75 дней до 44 дней
в 3,6 раза уменьшилось количество SKU без продаж за 3 месяца работы алгоритма
Успешная федеральная сеть, 200+ аптечных точек.

Город-миллионник Y. Аптека сети с позиционированием "низкие цены" расположена на оживленном перекрестке. Посетителей всегда было много. Но уже больше года аптечная точка работает на грани убыточности, показатели ухудшаются.

Причина: дверь в дверь открылись несколько федеральных дискаунтеров, работающих с отрицательной наценкой по значительной части ассортимента. Они перетягивают "проходящий трафик", на котором раньше успешно работала аптека.


Вызов: рост маржинальности в Аптечной сети
Рост маржинальности в Федеральной Аптечной сети.
Кейс 3.
Как раньше работали:
Делали ценообразование, которое не приносило нужного результата, используя успешные ранее стратегии, такие как:
Деление по ролям (KVI, BackBasket) на основании ABC анализа и экспертных эвристик;
Конкурентное ценообразование для KVI по конкурентам;
Матрица фиксированных наценок для каждого формата, учет ЖНВЛС и предельных наценок,
Фиксированные цены от поставщика.
Экономика Аптечной точки не сходится: объём продаж падает, маржинальность продаж гораздо ниже других точек сети в городе Y.

Пробовали повышать цены проблемной аптечной точки. Растет маржинальность продаж, но критично падает выручка: ещё больше покупателей уходит к соседям-дискаунтерам.

Когда Аптечная сеть пробует снижать цены проблемной точки, выручка быстро растет, но критично падает валовая прибыль.

решение:
Лидеры Аптечной розницы последние 3-5 лет активно автоматизируют свое ценообразование и переходят к динамическим моделям ценообразования. Одни аптечные сети внедрили только очень простые виды автоматизации ценообразования на базе правил, другие компании уже используют в ценообразовании системы искусственного интеллекта, непрерывно анализируют спрос и быстро реагируют на его изменения.
В данном кейсе мы предложили клиенту изменить подход к ценообразованию и перейти к Data- driven подходу управлению ценами. В ходе проекта были реализованы следующие задачи:

автоматическая портфельная оптимизация цен алгоритмами с машинным обучением,
кластеризация ассортимента по тестируемому региону с выделением KVI и Backbasket товаров,
конкурентное ценообразование,
автоматическое оптимальное позиционирование для KVI
Бизнес результат:
Пилот продлился 8 недель: с середины сентября до середины ноября 2020 года. Оборот и количественные продажи в пилотной аптеке росли такими же темпами, как и в прочих аптеках (рост обусловила сезонность и вторая волна "короновируса")
За 8 недель:
Оптимизация ценообразования помогла на 20% увеличить маржинальность продаж, сохраняя при этом оборот.

Сравнение вели со средним уровнем маржинальности за период 6 месяцев до начала пилота.
выводы
Ценообразование — одна из наиболее чувствительных тем для Ритейл компаний. Внедрение изменений требует тщательной проработки и большой осторожности. В каждом проекте есть своя специфика, фокус и особый подход. В Первый Бит Ритейл Консалтинг– это всегда совместная работа с клиентом и создание решения с учетом уникальности и специфики бизнеса клиента.

Проекты по переходу на Data-driven ценообразование актуальны для компаний с разными каналами продаж и разных направлений.


Наша команда обладает опытом реализации таких проектов. Мы комплексно подходим к решению задач от методологии и работы с персоналом до получения бизнесом значимых для него результатов.

Ниже указаны достигнутые результаты роста валовой прибыли в разных отраслях:
Аптеки офлайн - 11%
Ювелирные изделия, офлайн + онлайн +25%
Фуд-ритейл, офлайн +5%
Товары для хобби, онлайн +30%
DIY, офлайн + онлайн +10%
Спортивное питание, офлайн + онлайн +34%
Если вы хотите прочитать подробнее кейсы или посмотреть видео с конференций, а также получить информацию про решение по динамическому ценообразованию Imprice, которое мы предлагаем клиентам переходите на информационный хаб и после авторизации получите доступ к просмотру данных материалов.
Если вы готовы к встрече с нашими экспертами, напишите или позвоните, и мы с удовольствием организуем для вас онлайн встречу.
В данной статье использовались материалы с сайта https://imprice.ru/